Информационно-аналитическая система оценки удовлетворенности пациентов многопрофильного стационара
https://doi.org/10.25881/18110193_2023_1_78
Аннотация
Оценка качества условий оказания медицинских услуг с точки зрения пациента является неотъемлемой частью процесса управления медицинскими организациями в рамках реализации концепции пациент-ориентированного здравоохранения.
Цель исследования — оценить эффективность применения информационно-аналитической системы для сбора и анализа результатов анкетирования пациентов по вопросам удовлетворенности оказания медицинской помощи в круглосуточном стационаре.
Материалы и методы. В качестве основного метода исследования нами было выбрано анкетирование пациентов. В исследовании использована анкета, включающая 23 вопроса, ответы на которые выражают мнение пациентов по поводу качества работы врачей и среднего медицинского персонала, комфортности условий пребывания в приемном отделении, а также в целом оценки работы стационара в период госпитализации. Для реализации исследования нами была разработана информационно-аналитическая система, применяемая для сбора и анализа результатов анкетирования. Математический анализ результатов анкетирования выполнялся ежеквартально и по итогам года по пяти коэффициентам удовлетворенности оценки качества условий оказания медицинской помощи.
Результаты. В 2021–2022 году проведено анкетирование пациентов стационара в электронном виде. Всего приняло участие 612 пациентов: 2021 г. — 333 чел., 2022 г. — 279 чел. Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяет обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки большинства аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие.
Выводы. Анкетирование пациентов позволяет не только выполнить требования Минздрава России об участии в независимой оценке качества, но и выявить «болевые точки» в организации процессов оказания медицинской помощи. Мнение пациентов помогает акцентировать внимание на проблемных направлениях в деятельности медицинской организации, часто не замечаемых медицинским персоналом, дает понимание об эффективности нововведений и реформ. Результаты анкетирования, выполняемого не реже чем в раз в полгода, могут быть обоснованием для принятия управленческих решений, рационального распределения ресурсов для достижения основной цели деятельности медицинской организации — обеспечения качественной и доступной медицинской помощи.
Об авторах
М. В. ЛиРоссия
г. Владивосток
А. В. Потылицын
Россия
г. Владивосток
A. B. Мартынова
Россия
д.м.н.
г. Владивосток
Список литературы
1. Примерный расчет показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинских организаций (стационарные условия, санаторно-курортные организации, психиатрические больницы). Доступно по: https://minzdrav.gov.ru/open/supervision/format/nezavisimaya-sistema-otsenkikachestva-okazaniya-uslug-meditsinskimi-organizatsiyami. Ссылка активна на 17.12.2022.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями». Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59464. Ссылка активна на 18.12.2022.
3. Саитгареева А.А., Бударин С.С., Волкова О.А. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских организаций в федеральных и региональных нормативных актах // Вестник Росздравнадзора. — 2015. — №6. — С.12-23.
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ». Доступно по: http://www.consultant.ru Ссылка активна на 17.12.2022.
5. Берсенева Е.А., Мендель С.А., Савостина Е.А., Таирова Р.Т. Результаты анкетирования пациентов с целью оценки организации процессов в медицинском учреждении // Вестник современной клинической медицины. — 2018. — №11(2). — С.59-65.
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 мая 2018 г. №201н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка». Доступно по: http://www.consultant.ru Ссылка активна на 18.12.2022.
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 17.12.2022.
8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Доступно по: http://www.consultant.ru. Ссылка активна на 18.12.2022.
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. №787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями». Доступно по: http://www.consultant.ru. Ссылка активна на 18.12.2022.
10. Приказ Минтруда России №675н от 30 октября 2018 г. «Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Доступно по: http://www.consultant.ru. Ссылка активна на 18.12.2022.
11. Улумбекова Г.Э., Мокляченко А.В. Показатели для оценки деятельности медицинских организаций: международный опыт. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение // Вестник ВШОУЗ. — 2017. — №3. — С.23-34.
12. Иванов И.В., Минулин И.Б., Зиновьев Д.Ю. и др. Опыт использования информационных технологий для оптимизации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в многопрофильном стационаре // Вестник Росздравнадзора. — 2020. — №3. — С.78-85.
13. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» от 05.12.2017 №392-ФЗ. Доступно по: http://www.consultant.ru. Ссылка активна на 18.12.2022.
Рецензия
Для цитирования:
Ли М.В., Потылицын А.В., Мартынова A.B. Информационно-аналитическая система оценки удовлетворенности пациентов многопрофильного стационара. Врач и информационные технологии. 2023;(1):78-90. https://doi.org/10.25881/18110193_2023_1_78
For citation:
Li M.V., Potylitsyn A.V., Martynova A.V. Information and analytical system for assessing patient satisfaction in a multidisciplinary hospital. Medical Doctor and Information Technologies. 2023;(1):78-90. (In Russ.) https://doi.org/10.25881/18110193_2023_1_78